Кто такие коллекторы, какие у них есть права и как заставить их вести себя в рамках закона

Кто такие коллекторы, какие у них есть права и как заставить их вести себя в рамках закона

Отпугивающее многих наших граждан слово «коллектор» переводится с английского как «собирающий». В нашем случае — гражданин, занимающийся собиранием долгов. Если ещё конкретнее — собирающий с тех людей, кто по разнообразным причинам не особо торопится возвратить взятые в долг деньги. Относительно этой должности существует много мифов, жуткие истории, но в последние годы эта область деятельности приобретает всё большую прозрачность и цивилизованность. Побеседуем, какие существуют коллекторы, какие они обладают правами и о том, как самому стать собирателем задолженностей.

Что делают коллекторы?

Коллектор — гражданин, в рамках закона занимающийся взиманием долгов или проводящий переговоры между должником и банком с целью погасить кредиты и иные долги.

Взыскивать задолженности на профессиональной основе может как человек по отдельности, так и группа (коллекторское агентство), при этом второй вариант можно встретить чаще. Тут причина кроется в том, что трудно взять и потребовать деньги с человека, который не хочет их возвращать. С этой целью придуманы особые психологические (изредка физические) технологии, использовать которые гораздо проще в команде с аналитиками, психологами и даже «силовой группы поддержки».

Нужно отметить, что основная цель коллектора — отнюдь не запугать должника. Часто банки продают коллекторским агентствам безнадёжные задолженности, которые взяли люди, не имеющие ни собственности, ни серьёзных доходов. Можно довести подобного должника до инсульта, однако деньги тот не вернёт. Поэтому коллекторы часто выступают как финансовые консультанты. Рекомендуют, где лучше оформить займ, в какую организацию пойти на работу, что из вещей продать.

Сложившийся образ коллектора с молотком в ладони и набором нецензурных выражений сейчас можно встретить нечасто. Но раньше подобных было много. Первые коллекторы у нас появились в начале века и они реально занимались запугиванием и выбиванием задолженностей.

Какие права существуют у коллекторов?

По закону, коллекторы обладают правом всеми доступными методами добиваться контакта с должником. Это означает, что коллектор имеет право применить любые имеющиеся сведения о нахождении должника. Адреса, номера телефонов (включая номера родственников и близких), места работы и аккаунты в соцсетях — всё перечисленное они могут использовать, чтобы выйти на связь с человеком, допустившим просрочку по выплате задолженности.

Вслед за выяснением данной информации коллекторы могут:

  • посылать должнику письма по электронной и обычной почте с информацией о задолженности и предложением возвратить денежные средства. Текст должен быть приличным.
  • направлять должнику СМС о присутствии долга и необходимости его отдать. Оскорбления тут не допускаются.
  • звонить должнику и говорить о долге. Недопустимы звонки до 8 утра в будни и 9 утра в выходные. Родным должника коллекторы могут позвонить, если они являются поручителями по кредиту.
  • Видеться с должником дважды в неделю, один раз в сутки или восемь раз в месяц. Запрещено любое физическое воздействие, только разговоры. Должник может отказаться от личной встречи с коллектором либо контактировать с ним посредством своего представителя.

Что коллекторы не имеют права делать

Закон ясно ставит границы действий взимателей, выходить за границы которых им запрещено. Вот что коллекторам делать нельзя:

  • входить в квартиру должника без позволения;
  • портить собственность должника и третьих лиц (к примеру, писать на стене подъезда);
  • угрожать на словах должнику, членам его семьи, коллегам и знакомым;
  • любым методом (в том числе, позволенных законом) обращаться к недееспособным или несовершеннолетним должникам либо родственникам должника;
  • звонить сослуживцам должника.

Как контактировать с коллектором

Для начала поймите, сборщик долгов — не банковский сотрудник. И для него вы являетесь гражданином, не платящим по взятым на себя обязательствам. Каждый коллектор на этапе обучения получает скрипт — своеобразный сценарий, как вести себя с должником.

Приведём несколько полезных советов для адекватного общения с коллекторами:

1. На звонки желательно отвечать. Коллектор и без этого считает вас отъявленным неплательщиком, а если вы еще и не хотите разговаривать, сборщик задолженности предпримет более жёсткие меры: является домой или на работу.

2. Если существуют веские причины не платить по долгу, сразу расскажите о них. Тогда коллектор не станет так сильно давить и начнёт предлагать варианты. Но работает это не всегда.

3. Не вздумайте обманывать коллектора. Он с самого начала не верит вам. Но если вы пообещали оплатить к пятнице, а в пятницу не отвечаете на звонки, не ждите ничего хорошего. Беседы станут более грубыми, а требования настойчивее.

Подведём итоги

Должность коллектора для российского обывателя перестала быть экзотикой. Работа коллекторов входит в рамки закона. Советуем не оформлять кредиты без гарантии, что сможете их вернуть в срок. Подумайте о финансовых подушках безопасности.

Получите решение Вашей ситуации бесплатно!

Консультация специалиста!

8 800 777 58 17